Возникновение каратэ. Часть 1: стиль Шури-тэ

Родина каратэ — маленький остров Окинава, затерянный на просторах Тихого океана, где-то между Китаем и Японией. Там от древних правителей остались грозные замки, там в веках гремела слава предприимчивых купцов, торговавших со всей Юго-Восточной Азией, там боевые искусства возникли в целях самозащиты, но со временем стали важнейшей частью культуры и национального самосознания жителей острова.

Возникновение каратэ. Часть 1: стиль Шури-тэ

Вид со стен королевского замка на старые кварталы деревушки Шури

Дзеней Оширо — замечательный мастер стиля Годзю-рю, родившийся и выросший на Окинаве. Он посвятил всю жизнь изучению и преподаванию традиционного окинавского каратэ. Чтобы помочь своим ученикам глубже понять искусство, которое они практикуют, сэнсэй Оширо рассказал о том долгом пути, который каратэ проделало из китайской провинции Фудзянь через окинавские деревушки Шури, Наха и Томари в современный мир.

Возникновение стиля Шотокан

Тому каратэ, которое мы знаем сегодня, уже больше 100 лет. За это время вокруг сложилось немало историй, легенд, а порой и просто небылиц. Из них-то постепенно и возникла общепринятая история японского каратэ. Но в действительности о зарождении и развитии каратэ нам известно очень и очень мало.

Легенда гласит, что в 14-м веке на остров Окинава — тогда центр Королевства Рюкю, так называлась независимое государство, на территории которого расположена современная японская префектура Окинава — прибыло многочисленное посольство их Китая, всего — 36 семей.

Китайские гости решили обосноваться в небольшой рыбацкой деревушке под названием Кумэ на юге острова. Главным делом китайских посланников стало установление торговых и культурных связей с местным населением. Окинавцам он могли предложить самое дорогое, что у них было: многовековую китайскую культуру, редкие товары из Поднебесной и изощренные китайские боевые искусства.

Легенда умалчивает о том, какими именно стилями китайского кунг-фу занимались пришельцы. В истории осталось упоминание лишь о том, что прибыли они из южно-китайской провинции Фудзянь, расположенной недалеко от современного острова Тайвань, от которой всего около 200 морских миль до Окинавы.

Возникновение каратэ. Часть 1: стиль Шури-тэ

Окинава находится посреди морского пути из Японии в Китай

Сакугава Шунго, первый мастер То-дэ

После прибытия 36 китайских семей на Окинаву история зарождения каратэ прерывается на несколько веков. Достоверная информация о становлении этого вида восточных боевых систем появляется у нас лишь начиная с 19-го века. Именно тогда в хрониках возникает имя первого заметного представителя окинавского каратэ Сакугава Шунго.

Искусству кулачного боя Сакугава Шунго научился у китайца Ку-Шан-Ку, который жил в китайской общине деревушки Кумэ. Известна дата смерти Шунго — 1815 году, также мы знаем, что именно он начал закладывать основы самостоятельной окинавской боевой системы, которая на острове получила название То-дэ (в переводе с окинавского — «Рука Тана», или «китайская рука», или «китайский кулак»; в ту эпоху Китай назывался «Империей Тан», по имени действующего правителя).

Сакугава Шунго был простолюдином, сумевшим дослужился до ранга придворного — во многом благодаря своим знаниям в области боевых искусств. Сакугава поступил на службу к правителю Рюкю и поэтому смог ездить в Китай, чтобы изучать истоки своего боевого стиля, а затем распространять его у себя на родине.

Одним из его учеников Сакугава Шунго стал уже намного более известный Матсумура Сокон. Именно он впоследствии обучил каратэ Азато Ясузато и Итосу Ясутсунэ — будущих учителей Гичина Фунакощи, основателя каратэ Шотокан.

Определяющее влияние школы Дзигэн-рю

Матсумура Сокон был еще подростком, когда его представили Сакугаве — тогда уже опытному эксперту в китайском боксе (традиционное название широкого спектра китайских боевых систем, которые сегодня принято называть кунг-фу).

Сакугава Шунго жил в деревни Шури, которая сегодня входит в большую городскую агломерацию Наха — столицу современного острова Окинава. А в ту эпоху Шури было местом, где жила знать и располагался королевский замок правителя архипелага Рюкю.

Возникновение каратэ. Часть 1: стиль Шури-тэ

Ворота Шурэйдо — главный вход в королевский замок правителей Окинавы

Матсумура быстро приобрел репутацию непобедимого мастера боевых искусств и обзавелся значительным влиянием при королевском дворе. Со временем было решено сделать его главным инструктором по боевой подготовке для королевской стражи. Благодаря этому Матсумара Сокон смог жениться на девушке из знатного воинского рода. По легенде, впоследствии его жена оказала сильное влияние на возникновение ката Усэйши — сегодня это ката Годзюсихо.

Высокий статус позволил Матсумуре отправиться в Китай, а затем в Японию, во владения клана Шимацу из провинции Сацума. Этот род был известен своей военной мощью и к тому времени уже успел захватить архипелаг Рюкю, негласно управляя Окинавой. Побывав в Сацуме Матсумура Сокон начал изучать искусство владения мечом клана Шимацу школы Дзигэн-рю. В этом стиле главным было умение яростно нападать на противника, чтобы не дать ему ни единого шанса на контратаку.

Значение быстрой и эффективной атаки в школе Дзигэн-рю возводилось в абсолют. Единственной стратегией боя считалась яростная атака: поединок должен был закончиться после одного мощного удара за счет резкого сокращения дистанции. Много внимания уделялось физической и ментальной подготовке бойцов, что потом, без сомнения, оказало влияние и на окинавское каратэ, в особенности на стиль Шури-тэ. Это выразилось в принципе иккэн-хисацу, который можно перевести, как «один удар — одна жизнь».

Схожие черты прослеживаются и в современном разработанном в Японии стиле спортивного каратэ Шотокан. Там тоже большую роль играет одна стремительная атака. Для сравнения, в традиционном окинавском стиле Годзю-рю акцент всегда делается на серии ударов.

Подвижность и скорость — визитная карточка стиля Шотокан

Матсумура, отец Окинава-тэ

В ту эпоху еще не существовало устойчивой традиции передачи знаний от одного поколения мастеров к другим, тем более не было такой системы обучения боевым техникам, которая привычна нам сегодня: с большим количеством учеников, с возможность неплохо заработать, преподавая каратэ.

Каждый мастер решал вопрос передачи знаний по-своему. Наиболее дальновидные тщательно выбирали себе всего пять-шесть учеников и тренировали их в уединенных, закрытых от посторонних глаз местах. Потому что впоследствии каждому ученику предстояло стать продолжателем стиля своего учителя.

К концу жизни Матсумура Сокон обладал весьма значительным влиянием в королевстве. Он смог реформировать систему боевой подготовки королевского войска, сделав ее неотъемлемой частью изучение Окинава-тэ. Мощное культурное влияние Китая на Окинаву постепенно сходило на нет, зато возраста ее зависимость от Японии. В этих условиях «китайская рука» (То-дэ) постепенно стала «окинавской» (Окинава-тэ).

Популярность Сокона на Окинаве привела к тому, что вокруг него собралось множество учеников и последователей. Но до наших дней дошло только два имени: Азато Ясузато, которого называли Азато Анко, и Итосу Ясуцунэ, которого также прозвали Анко (в переводе значит «железный конь»).

Эта дорога длиною в жизнь. В чем кроется суть боевых искусств

Главное здание дворца правителей Окинавы. Китайское влияние прослеживается на острове повсюду: не только в боевых искусствах, но и в культуре, еде и архитектуре

Азато происходил из богатой семьи и начал тренировки с мастером Матсумурой, когда ему было 18 лет. Постепенно он стал приверженцем школы Дзингэ-рю, а потом начал практиковаться и в других видах самурайский боевых искусств: в верховой езде и стрельбе из лука. Он продолжил труд всей жизни мастера Матсумуры, систематизируя множество разрозненных приемов китайского и окинавского рукопашного боя. Как и его учитель, Азато делал главный упор на одном единственном ударе кулаком, сродни резу самурайским мечом.

Итосу, великий распространитель стиля Шури-тэ

Итосу Ясуцунэ намного известнее своего друга Азато. Прославившись в качестве искусного бойца, именно он начал трансформацию каратэ в спортивную систему для обучения подрастающего поколения. Ясуцунэ родился в Шури и начал изучать каратэ под руководством мастера Матсумуры, когда ем было 16 лет. Помимо местного окинавского языка, Итосу говорил на китайском и японском, что делало его очень влиятельным человеком при дворе правителя архипелага Рюкю. Это открывало перед ним двери и позволяло тренироваться вместе с самыми известными мастерами боевых искусств своей эпохи.

Когда Итосу Анко было пятьдесят (1885 год), он начал открыто обучать навыкам рукопашного боя всех желающих. Ему удалось добиться, чтобы каратэ в упрощенной форме вошло в учебную программу школ на Окинаве. Для этого Итосу Анко разработал пять ката Пинан, которые могли освоить даже ученики младших классов.

Анко умер в 1916 году. В том же году Гичин Фунакощи отправился в Японию, чтобы провести первую открытую демонстрацию по каратэ в Киото перед Бутокудэн (Японским обществом по изучению боевых искусств).

Шотокан покоряет мир

Гичин Фунакощи начал практиковать каратэ вместе с мастером Азато в возрасте 15 лет. Когда ему исполнилось тридцать, каратэ уже получило широкое распространение в школах Окинавы, были организованы первые публичные демонстрации под руководством его второго учителя — мастера Итосу. Закончив университет на Окинаве, Фунакощи отправился в Японию для участия в большом национальном смотре, где представители каждой из префектур демонстрировали неповторимые особенности своего края.

Фунакощи говорил по-японски, что было большой редкостью среди окинавцев в ту эпоху. Так он сумел познакомиться с несколькими очень важными персонами, в особенности с создателем дзюдо Дзигоро Кано. Именно Кано вдохновил Фунакощи на открытие своего собственного додзё в Токио. Таким додзё стал «Шотокан» — дом Шото (так называли перо для написания традиционных японских поэм).

В своей школе Гичин Фунакощи обучал классическим приемам традиционного окинавского стиля Шури-тэ, продолжая путь своих учителей. Но его последователи, в частности сын Йощитака, пытаясь кодифицировать для будущих поколений неповторимые элементы стиля Шотокан (например, способы проведения соревнований), сильно их упростили. Истинный дух Шури-тэ все еще сохранялся, но Шотокан уже всеми силами дистанцировал себя от китайского бокса.

Возникновение каратэ. Часть 1: стиль Шури-тэ

Чтобы каратэ стало доступно для широких масс японского общества, его технический арсенал пришлось значительно упростить

Правила соревнований в рамках стиля Шотокан сделали похожими на турниры по кэндо, придавая особое значение атакам с большой дистанции и одному решающему удару. Болевые заломы и разнообразные захваты исчезли из арсенала каратэ, так как не соответствовали духу спортивных соревнований. Каратэ — в этой форме — уже не представляло собой систему самообороны.

Оцука Хиронори — японский ученик Гичина Фунакощи и отличный знаток дзю-дзюцу — попытался вернуть в стиль Шотокан высокие и естественные стойки и входы на короткую дистанцию, характерные для То-дэ и Окинава-тэ. Он вновь стал рассматривать технику с позиции текучести и связанности, а также вернул в арсенал технических приемов болевые заломы, захваты и броски.

Впоследствии мастер Хиронори вышел из школы сына Гичина Фунакощи, создав свой собственный стиль, который назвал Вадо-рю. К тому времени спортивное направление каратэ Шотокон с очень упрощенным арсеналом техник набирало взрывную популярной по всему миру.

Современное Шури-тэ на Окинаве

Сегодня на Окинаве не очень любят вспоминать, как стиль каратэ Гичина Фунакощи сумел поразительно быстро завоевывал всю Японию, а затем и весь мир. Некоторые старые мастера традиционных стилей окинавского каратэ до сих пор не могут простить Фунакоши того, что он «подарил» каратэ японцам.

В наши дни Шотокан не очень популярен на острове, с трудом можно найти всего лишь одно-два окинавских додзё этого стиля. В то же самое время его прародители — стили Шури-тэ и Шорин-рю (школы Шаолиньского монастыря), специализирующиеся на ведении боя на короткой дистанции в высоких стойках и естественных позициях, продолжают пользоваться большой популярностью среди окинавцев всех возрастов.


P. S. Это первая часть большого рассказа сэнсэя Оширо. Продолжение следует.