Эта дорога длиною в жизнь. В чем кроется суть боевых искусств

Часто люди приходят на каратэ, позанимаются несколько лет, а потом пропадают. Они ищут занятия поинтересней, потому что им надоедает делать одно и то же изо дня в день: повторять однобразные движения и по многу раз выполнять одни и те же формы. Им говорят, что в этом и заключается путь к мастерству, но верят в это лишь единицы.

«Мастерство» — громкое слово. Независимо от выбранной области, принято считать, что мастерство приходит лишь после долгих лет упорной работы. Но пройдя этот путь и достигнув совершенства, можно было наконец-то выдохнуть. Другими словами, мастерство — это цель.

Но есть и другая точка зрения — японская, пропитанная восточной философией. Для людей Востока интересен не столько результат, который скрывается где-то за горами, сколько сам процесс взбирания на эти самые горы. Важно не то, что ты оказался на вершине, а то, как ты к ней карабкался и какие преграды преодолевал.

Основатель стиля каратэ Сито-рю, окинавский мастер Мабуни Кенва (1889−1952) однажды сказал:

«Каратэ — это дорога длинною в жизнь».

Чтобы раньше времени не сойти с этой дороги, он и другие мастера боевых искусств использовали один секрет — философский принцип «Щу-Ха-Ри».

Шаг 1: Щу («Соблюдай правила»)

Надпись на доске: «Я буду соблюдать правила»

Надпись на доске: «Я буду соблюдать правила»

Чтобы ездить за рулем, нужно знать правила дорожного движения и аккуратно их соблюдать, иначе поездка будет недолгой.

По-японски «Щу» буквально означает «подчиняться», «хранить что-то 
в неприкосновенности», «защищать». Другими словами, делай ИМЕННО то, что тебе говорят.

Двигайся по линиям, снова и снова повторяй форму, в мелких деталях копируй движения своего учителя. В этот момент единственная задача — наблюдать и запоминать то, как надо. Ведь чтобы научиться писать стихи, сначала нужно выучить алфавит.

Брюс Ли однажды сказал:

«Старайтесь стать полностью пустыми, бесформенными — как вода, которая принимает форму сосуда».

Ну, вы же помните:

На этапе «Щу» мы постоянно собираем, обрабатываем и используем ту информацию, которую нам дают. Мы повторяем это — снова и снова.

С точки зрения нейрофизиологии, Щу — это сознание.

Но время идет, и постепенно все наши действия доходят до автоматизма, становятся простыми и естественными. Значит, пора двигаться дальше.

Шаг 2: Ха («Нарушай правила»)

Тарзан не боится отпустить одну лиану и прыгнуть на другую, чтобы продолжать двигаться вперед

Тарзан не боится отпустить одну лиану и прыгнуть на другую, чтобы продолжать двигаться вперед

По-японски «Ха» буквально означает «отделять», «разъединять», «ломать», «освобождать».

Парадокс, но однажды запомнив важные детали, формы и техники, мы должны научиться о них забывать. Наступит день, когда они начнут нас ограничивать. И тогда нужно найти в себе смелость отказаться от привычных взглядов и действий. В этот момент мы отпускаем руку учителя, тянущего нас вверх, и начинаем карабкаться самостоятельно.

И именно в этот момент на пути к мастерству перед многими вырастает каменная стена. Никто не любит перемен, никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность. Всех пугает неизвестность и неизбежные ошибки и падения. Но дальше расчитывать приходится только на себя.

По этой причине многие каратэки так никогда и не проходят этап «Щу», застревая на изучении правил, и бесконечно придирчиво выискивают недостатки в своей технике.

А ведь всего лишь нужно, как Тарзан, перепрыгивающий с одной лианы на другую, отпустить («Ха») ту лиану, за которую ты держишь сейчас, и взять другую. Только так возможно движение вперед. Если не перескачить на следующую лиану, это унесет тебя туда, откуда ты начинал.

Если нам удалось перейти на этап «Ха», то навыки, которым мы научились до этого, перестают быть осознаваемыми и становятся автоматическими. Это принято называть мышечной памятью — момент, когда мы перестаем думать и просто действуем.

С точки зрения нейрофизиологии, Ха — это подсознание. Техника из медленной и хорошо обдуманной становится мгновенной и неосознаваемой, чему способствуют тысячи повторений на этапе «Щу».

Но вот только мы освоились на новом месте, как путь увлекает нас дальше.

Шаг 3: Ри («Создавай правила»)

Настоящий шеф-повар постоянно экспериментирует, забыв про все готовые рецепты

На этом этапе мы полностью освобождаемся о страха ошибки и страха чужого мнения. Главное — нам больше не надо ничего никому доказывать, и в первую очередь — себе.

По-японски «Ри» буквально означает «выходить за границы».

После того, как мы смиренно соблюдали правила (Щу), а потом бунтарски их нарушали (Ха), пришло время уверенно и вдумчиво создать свои собственные правила (Ри).

К примеру, возьмем приготовление еды. Сначала нужно неукоснительно придерживаться рецепта (Щу), потом, когда все рецепт уже освоен, можно готовить и без него — вы же уже сто раз так делали (Ха). И наконец вы начинаете экспериментировать, используя новые ингредиенты, меняя пропорции по своему вкусу, следуя творческим порывам и слушая внутренний голос (Ри).

С нейрофизиологический точки зрения, Ри — это ваше сверхсознание.

Ну что ж, вы наконец-то на вершине, позади долгий путь и так много потраченных сил. Но вдруг вы оглядываетесь вокруг и понимаем, что есть вершины и покруче, а перед ногами узенькая тропа, которая к ним ведет.

Ну что, отдышались. А теперь пора в путь.

Основатель Сито-рю Мабуни Кенва однажды сказал:

«Каратэ — это дорога длинною в жизнь».