Дзю-дзюцу

Термин дзю-дзюцу (джиу-джицу) появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя включающие в себя технику защиты и нападения без оружия, а также с различными видами оружия. Он состоит из двух слов: «дзю», что значит «мягкий», «гибкий», «податливый», «уступчивый», и «дзюцу» — «техника», «способ». Получается, что дзю-дзюцу в буквально переводе означает «мягкая, податливая техника».

Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к образу упругой ивы, которая под грузом снега сгибается и сбрасывает его с себя, в отличие от могучего дуба, который терпит до последнего и с треском ломается под тяжестью нагрузки.

Дзю-дзюцу

Дзю-дзюцу — искусство рукопашного боя самураев

Техника современного дзю-дзюцу на 55−65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35−45% составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые подручные предметы. В частности, «классическими» его видами считаются, катана (самурайский меч), вакидзаси (короткий меч), нагината (секира), яри (копьё), дзё (дубинка длиной от 100 до 130см), явара (палочка длиной от 15 до 30,5 см), бо (шест длиной в 1,8-2,5 метра), а также ходзю (веревка или пояс) и танто (обычный нож).

Первую школу рукопашного боя близкую к технике дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноути Хисамори на острове Кюсю. Согласно легенде, ему во сне явился монах-отшельник, раскрывший секреты боевого искусства, основанного на бросках и болевых приемах.

Вторая версия связывает распространение дзю-дзюцу в Японии с именем китайского эмигранта Чэнь Юаньбина, нашедшего пристанище в буддийском храме Секоку-дзи в городе Эдо (нынешний Токио). Будучи мастером циньна, китайского искусства заломов и захватов, он открыл в 1558 году школу при храме, где обучал своей технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. Трое учеников Чэнь Юаньбина впоследствии основали собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю и Исогаи-рю.

Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Он отправился в Китай для расширения своих познаний в боевых искусствах и познакомился там с рядом местных единоборств, в частности, тайцзи-туйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной императорской комиссии несколько тысяч приемов рукопашного боя, которые и составили основу дзю-дзюцу. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу — «поддаться, чтобы победить».

К 1650 году уже насчитывалось более четырехсот, преподающих дзю-дзюцу по всей Японии. Техника стала включать в себя большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам, этот раздел техники получил название «атэми-вадза».

На протяжении более трехсот лет дзю-дзюцу культивировалось исключительно в семейных школах самурайского происхождения. Наиболее известными из них были Арагаки-рю, Кито-рю, Косин-рю, Есин-рю, Реи синто-рю, Синсин-рю и некоторые другие. В первой половине XIX века мастер Исо Мутаэмон в Эдо основал школу Тэнсин Синъе-рю, основу техники которой составили удары по уязвимым местам тела (атэми) и приемы, позволяющие выворачивать суставы. Перед тем как основать собственную школу, Исо отправился в путешествие по различным додзэ в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить необходимые науки.

До реставрации Мэйдзи простолюдинам категорически запрещалось изучать технику дзю-дзюцу, но после 1868 года положение изменилось. Более того, в начале ХХ века несколько японских наставников открыли свои школы в Европе и Америке. Сегодня существует около пятидесяти семейных школ японского происхождения, филиалы которых разбросаны по всему миру. Крупнейшая из низ — школа Хакко-рю.

Современным школам дзю-дзюцу разрешено включать в свою программу те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны, поэтому в арсенале дзю-дзюцу в наши дни можно встретить все известные приемы боя, соответствующие принципу «уступания», ложной податливости. В каждой школе могут преобладать либо болевые приемы, либо броски через бедро или корпус, либо тычковые или рубящие удары по болевым точкам тела противника.

One thought on “Дзю-дзюцу

  1. Pingback: Дзю перевод с китайского — Учим английский вместе

Comments are closed.