Продолжаем рассказ сэснэя Дзенея Оширо о том долгом пути, который каратэ проделало через века в наши дни. В этой части про зарождение одного из самых известных направлений традиционного окинавского каратэ — стиля Годзю-рю.
Наха-тэ, китайские истоки каратэ
Вновь вспомним легенду о большом китайском посольстве из 36 семей. В исторических документах действительно сохранились упоминания о том, что в 1393 году китайский император послал своих первых эмиссаров к берегам Окинавы, чтобы обложить ее данью. Основой той экспедиции стали дипломаты и купцы. Но их нужно было кому-то охранять, поэтому на остров прибыли и китайские мастера боевых искусств.
Китайцы обосновались в небольшой деревушке, которая называлась Кумэ. Находилась она на окраине более крупного рыбацкого и торгового города Наха. Сегодня Наха — это столица Окинавы. Шури — место, где был расположен королевский дворец и проживала вся знать, теперь просто один из ее районов, добраться до которого за пару минуты можно на такси или монорельсе.
Со временем на острове возникло сразу несколько обособленных очагов развития То-дэ. Эти очаги располагались в Нахе, Кумэ и Шури, которые находились друг от друга на расстоянии всего нескольких километров. Но в эпоху без поездов, без машин, и даже без лошадей пройти эти несколько километров под палящим солнцем было настоящим испытанием. Поэтому сложно представить, как кто-то ежедневно курсирует между ними, чтобы обмениваться знаниями в области боевых искусств.
Вплоть до 19-го века Шури оставалось королевской столицей, а Наха была простой рыбацкой деревушкой. Соответственно различался и менталитет жителей, что значительно повлияло на особенности становления местных стилей окинавского То-дэ.
В Шури главной целью занятий боевыми искусствами было стремление повысить свой социальный статус и получить почетный пост при королевском дворце. В Нахе изучение То-дэ носило куда более прозаичный характер: ее жители много путешествовали по морю и торговали с соседними государствами — им нужно было уметь защитить себя и свой ценный груз, например, при встрече с пиратами.
Чаще всего окинавцы плавали в Китай, где очень быстро попали под культурное влияние Поднебесной. Одним из самых ценных элементов этой культуры для них стали изощренные китайские системы рукопашного боя.
Хигаонна, реформатор
Хигаонна Канрё родился и вырос в Нахе. Он начал заниматься боевыми искусствами в китайском квартале Кумэ с мастером по имени Арагаки Сэйшо. Изучив всё, что знал мастер Арагаки, Хигаонна решил сам отправиться в Китай, чтобы найти истоки практикуемого им стиля. Он прожил там больше 10 лет и познакомился со многими китайскими мастерами, изучил стиль Белого журавля и очень много технических форм, которые впоследствии стали ката современного каратэ: Санчин, Сэйончин, Сисочин, Сэйсан, Сансэру, Курурунфа и Супаримпэй.
Хигаонна Канрё вернулся на Окинаву, когда ему уже было далеко за тридцать. Он отрыл свое первое — «тайное» — додзё и стал обучать лишь позиции Санчин-дачи, из которой, как гласит легенда, его самого никто не мог столкнуть. Постепенно мастер Хигаонна открывал секреты своих знаний всё большему количеству жителей Окинавы и в конце концов стал обучать даже полицейских и учащихся нескольких школ.
Так как он жил в Нахе, его стиль получил название Наха-тэ («рука из Нахи» или «кулак из Нахи»). Техника была очень динамичной: с быстрыми ударами ногами и активным перемещением корпуса. Но чтобы достичь в ней мастерства, приходилось много лет посвятить упорным тренировкам. Хигаонна решил привлечь побольше новых учеников и для этого значительно упростил основные формы своего стиля.
В первую очередь изменениям подверглось ката Санчин, которое сам Хигаонна считал сердцем всего стиля Наха-тэ. Мастер признавался, что он сам изучал ката Санчин с открытыми ладонями, но для своих учеников он переделал его в технику со сжатыми кулаками и особым видом дыхания: не коротким и текучим, как раньше, а более быстрым и резким.
Главным учеником Хигаонны Канрё стал известный сейчас во всем мире мастер Тёдзюн Мияги — основатель стиля Годзю-рю. Мияги значительно развил и систематизировал наработки своего учителя, все также ставя во главу угла ката Санчин.
«Всё во вселенной перетекает из жесткого в мягкое»
Тёдзюн Мияги был выходцем из очень богатой семьи. Когда он вступил в наследство, в его владении оказался целый флот из торговых судов. Его корабли возили товары по всей Азии, доплывая даже до Гавайских островов. Богатство позволило Мияги не заботиться о поиске работы и пропитания, и все свое время он смог посвятить изучению боевых искусств.
Со временем так же как и многие мастера То-дэ до него, Тёдзюн Мияги решил докопаться до истоков своего стиля и на несколько лет отправился в Китай, чтобы найти мастера, когда-то обучавшего Хигаонну Канрё.
Удалось ли ему достичь своей цели, доподлинно неизвестно. Но вернувшись из Китая мастер Мияги решил изменить ката Санчин и создать второе «дыхательное» ката, получившее название Тэншо — более сложное с точки зрения движений, с перетеканием из жесткого состояния в мягкое и обратно.
В целом вся техника Тёдзюна Мияги была сосредоточена вокруг идеи совершенствования статичной концентрации и генерировании силы, что достигалось с помощью определенного типа дыхания — очень похожего на то, что практикуется в китайской оздоровительной системе Цигун.
Кроме того, мастер Мияги всегда считал, что изучающим каратэ людям придется использовать свои навыки в ситуации боя сразу с несколькими противниками, что влечет за собой смертельную опасность при малейшей ошибке или неточности в технике. Он был приверженцем использования большого арсенала болевых захватов и бросков, техник с короткими и округлыми движениями руками, низкими ударами ногами.
Всё это Тёдзюн Мияги впоследствии объединил в систему, которую назвал Годзю-рю («Школа жесткого и мягкого»). Такое название стало отсылкой к фразе из знаменитого китайского трактата о воинских искусствах «Бубиши»: «Всё во вселенной перетекает из жесткого в мягкое».
На Окинаве учениками и наследниками стиля Тёдзюна Мияги стали мастера Хига Сэйко, Яги Мэйтоку и Эйичи Миязато. Каждый из них внес огромный вклад в развитие и распространение каратэ Годзю-рю во всем мире.
Годзю-рю попадает в Японию
Уже став легендой на Окинаве, Тёдзюн Мияги отправился в Японию, чтобы популяризировать свое искусство. Там он встретился с онснователем дзюдо мастером Дзигоро Кано, который в ту эпоху был самым влиятельным мастером и распространителем боевых искусств в всей стране восходящего солнца.
К тому времени еще один окинавский мастер Гичин Фунакоши уже открыл в Токио свое додзё под названием «Шотокан». Тем не менее очень быстро у Тёдзюна Мияги появились собственные японские последователи. Самый известный из них — Гоген Ямагучи.
Мастер Ямагучи создал особую, японскую, ветвь Годзю-рю, сделав ее плавильным котлом для многовековых японских боевых традиций в ходе всего периода американской оккупации Японии после Второй мировой войны. Тогда все японские боевые искусства были под строгим запретом. Заниматься разрешалось только дзюдо и каратэ, и только потому, что они не предполагали приемов с оружием.
Для того, чтобы привлекать новых учеников, Гоген Ямагучи вновь значительно упростил ту технику, которой его научил Тёдзюн Мияги. Мастер Ямагучи попытался сделать из каратэ признанную во всей Японии спортивную дисциплину. Но тем не менее он всегда свято оберегал главные принципы, которым научил его мастер Мияги: для него каратэ Годзю-рю всегда оставалось средством самообороны от нескольких противников.
Деятельность Гогена Ямагучи дала весьма неожиданные плоды, породив еще один полуспротивный стиль каратэ, сделавший упор на полноконтактных поединках — Кёкусинкай. Его создал японец корейского происхождения по имени Масутацу Ояма. Но это уже совсем другая история.
P. S. Продолжение на следующей неделе. Первая часть большого рассказа сэнсэя Оширо — про стиль Шури-тэ.