Финальная часть большого рассказа сэнсэя Оширо о том, как и откуда возникло каратэ, и какой путь оно проделало через века в наши дни. В этот раз про зарождение самого жесткого направления окинавского каратэ — стиля Уэчи-рю.
Томари-тэ, на основе ката Унсу
Так получилось, что всё, что впоследствии оказало определяющее влияние на развитие и распространение каратэ по всему миру, зародилось в трех небольших деревушках на юге острова Окинава. Эти местечки располагались в радиусе 10 километров друг от друга. Деревня Томари находилась менее чем в 4 километрах от китайского поселения Кумэ в городе Наха.
В те времена люди хорошо умели хранить свои тайны, поэтому каждая деревня заметно отличалась от другой, а каждое додзё — от тех, что расположены по соседству. Мастера боевых искусств тоже всеми силами старались подчеркнуть неповторимые особенности собственного стиля, остерегаясь демонстрировать свои умения для широкой публики.
Матсумура, мастер из Томари
Появление отдельного направления окинавского То-дэ в конце 19-го века, которое впоследствии получило название Томари-тэ («Кулак из Томари») — по названию деревушки, связано с именем Косаку Матсумуры. Он изучал китайский бокс, а также техники владения шестом школы Дзигэн-рю, оказавшей большое влияние на становление стиля Шури-тэ. Хотя дух Шури был силен и в этом направлении каратэ, Томари-тэ могло похвастаться своими собственными оригинальными ката, некоторые из которых носили такие же названия, что и в Шури-тэ, но сильно отличались в плане исполнения.
Среди прочих в техническом плане можно выделить ката Сошин и Унсу с ударами мауаси-гэри из положения лежа на земле. В ту эпоху отношение к Томари-тэ было весьма превратным: с точки зрения аристократов из королевского района Шури, это был упрощенный стиль рукопашного боя, подходящий только для крестьян и простолюдинов. Другими словами, в Томари не было ни ауры королевского двора Шури, ни вековых традиций японского клана Сацума, не так давно подчинившего себе Окинаву, ни культурного наследия китайских мастеров из деревушки Кумэ.
Зато со временем Томари-тэ вобрал в себя движения и формы очень похожие на традиционные танцы жителей остова, которые постепенно стали преобразовываться в жесты и движения явно боевого характера. Это произошло в силу того, что мастера каратэ стремились скрыть свою технику от посторонних глаз. Хотя не стоит забывать и о том, что в небольшом сельском сообществе всё так или иначе заканчивалось песнями и плясками.
Томари-тэ, смешение стилей
Косаку Матсумура стал основным учителем двух мастеров окинавского каратэ, хорошо известных и по сей день: Кьяна Чотоку и Чоки Мотобу. Кьян Чотоку был сыном знатного человека из Шури. Еще в юности он стал учеником Матсумуры Сокона и Итосу Анко, развивающих стиль Шури-тэ, но также и мастеров стиля Томари, в частности Косаку Матсумуры. Вместе с отцом ему пришлось отправиться в ссылку в Японию, но и там он продолжил свое обучение боевых искусствам.
Вернувшись на Окинаву в возрасте 30 лет, Кьян Чотоку уже в совершенстве владел ката Сэйсан, Найханчи, Годзюшихо в стилистике Шури-тэ, а также Кусанку, Пассай, Ваншу (Эмпи), Чинто (Ганкаку). Он знал и ката Ананку, которое разработал, занимаясь у одного тайваньского мастера. Кроме того, он владел ката с шестом — Токуминэ-но-кон.
Очень подвижный и резкий, получивший большую славу за свои ловкие входы и молниеносные атаки, Кьян Чотоку пользовался плохой репутацией и был известен своим буйным и непокорным нравом, который не раз приводил его к большим неприятностям: молва гласила, что он голыми руками убил другого мастера в поединке.
Его коллега Чоки Мотору также снискал себе славу прирожденного бойца с ужасной репутацией. Увлеченный и физически сильный, но агрессивный, заносчивый и неконтролируемый, он изучал всё, что могло бы помочь ему превзойти умения своего отца — мастера, который не захотел обучать сына тонкостям боевого искусства из-за его дурного нрава. Никто не хотел видеть Чоки Мотобу у себя в додзё, поэтому он постоянно переходил из одного зала в другой. В конце концов Косаку Матсумура принял его к себе на обучение, и именно поэтому личный стиль Мотобу сейчас относят к Томари-тэ.
Мотобу провел большое количество схваток как на Окинаве, так и в Японии, где он оставался до 1938 года, выиграв большинство из них за счет очень жесткой техники: стойка найханчи-дачи позволяла ему делать быстрые входы и уклонения от ударов противника. Полагаясь на свою природную силу он яростно атаковал с целью как можно быстрее нокаутировать соперника, используя технику «кулак дракона» (кэйко-кэн) — его излюбленный прием. Мотобу умер в 1940 году не оставив последователей, но запомнился современникам своей жесткостью, с которой сейчас ассоциируется его личный стиль каратэ.
Сито-рю, синтез Мабуни
В начале 20-го века всё более и более видоизменяясь, направление Томари-тэ окончательно растворилось во многочисленном скоплении индивидуальных стилей, впоследствии объединенных названием «Шорин-рю».
С одной стороны стиль Сито-рю не имеет ничего общего с Матсумурой и мастерами Томари. Но как и стиль Томари, Сито-Рю подвергся влиянию Шури-тэ и китайских мастеров из города Наха. Его основателем стал Кэнва Мабуни. Родившись в конце 19-го века в Шури, он начал свое обучение боевым искусствам с Шури-тэ у мастера Итосу. Его дружба с основателем Годзю-рю мастером Тёдзюном Мияги позволила ему попасть на обучение в школу полиции Окинавы, а некоторое время спустя он был представлен легендарному мастеру Наха-тэ, сенсею Канрё Хигаонна.
Получив звания инспектора полиции, Мабуни стал регулярно тренироваться с большим количеством мастеров того времени, что дало ему возможность не только изучить влияние двух главных направлений каратэ Окинавы: Шури и Наха, но и открыть для себя стиль Белого журавля из китайской провинции Фудзянь. Еще он увлекся изучением традиционного окинавского кобудо, занимаясь с разными представителями этого вида боевых искусств.
После 10 лет службы в полиции Кенва Мабуни основал свое собственное додзё, а затем отправился в Японию. В 1926 году в Осаке он обучал искусству Окинава-тэ и кобудо студентов в университете. Его школа постепенно стала популярной и получила название «Сито-рю» в честь двух основных течений и двух мастеров, Итосу и Хигаонна (иероглифы «Ито» и «Хига» могут читаться как «Си» и «То»).
Как следствие, сегодня стиль Сито-рю характеризуется наличием множества ката, пришедших из направления Наха-тэ, — большая часть из которых входит в арсенал современного Годзю-рю. Кобудо остается одной из визитных карточек стиля Сито-рю. Успех этого стиля в Японии и его универсальность позволили ему приспособить свою технику к соревнования как национального, так и мирового уровня по каратэ всех трех основных направлений — Шури, Наха и Томари.
Уэчи-рю, самое китайское из всех направлений окинавского каратэ
Кабун Уэчи был деревенским жителем, сыном бывшего самурая, который стал фермером в момент начала эпохи реформации Мэйдзи, поселившись в деревне Мотобу, на севере Окинавы. Он поехал в Китай в 1897 году в провинцию Фудзянь, которая находится ближе всего к Окинаве, и куда часто отправлялись многие жители острова, чтобы избежать призыва в японскую армию, или, как мастер Хигаонна Канрё, для изучения боевых искусств.
Канбун Уэчи провел в Поднебесной больше 10 лет, избегая исхоженных другими окинавскими мастерами дорог, став помощником и последователем китайского фармацевта, который обучил его стилю Пангай-нун, сейчас практически исчезнувшему в Китае (название данного стиля означает примерно тоже самое, что и Го-Дзю: «жесткое и мягкое»).
Вернувшись на Окинаву в 1910 году, Канбун Уэчи посвятил всего себя управлению фамильной собственностью, отказавшись обучать хоть кого-то тому, что узнал в Китае. Может быть, причиной этому послужило то, что он хотел скрыться от властей (ведь он был дезертиром, уклонившимся от службы в японской армии), хотя есть версии, что это произошло из-за того, кто-то из китайских учеников мастера Уэчи убил человека во время ссоры. Тем не менее постепенно слухи о его знаниях и боевом опыте стали известны окружающим, и мольбы потенциальных учеников обучить их секретам его искусства стали всё более настойчивыми.
Итосу однажды увидел, как Канбун Уэчи делает ката Санчин, которое он практиковал с отрытыми руками в рамках более традиционного подхода, и попросил его стать одним из официальных преподавателей Окинава-тэ, войдя в федерацию всех стилей боевых искусств на острове. До самой своей смерти Канбун Уэчи дистанцировался от этого. Он уехал в японских город Нагоя, чтобы работать на текстильном заводе, и преподавал там в тайне от всей окинавской общественности. Только в 1940 году он стал брать на обучение больше учеников и изменил название своего стиля на фамильный «Уэчи-рю». Он вернулся на Окинаву уже после войны, в 1946 году и умер по прошествии двух лет.
Несмотря на то что про влияние Наха-тэ на Уэчи-рю не особенно принято говорить, Уэчи-рю имело те же корни, а возможно, является намного более древним направлением. На Окинаве оно считается разновидностью китайского бокса наиболее близким к первоисточнику. Уэчи-рю более грубое, более прямолинейное, более взрывное по сравнению с Годзю-рю.
Позиции с закрытыми руками очень редки, преимущественно используются прямолинейные атаки, а также удары пальцами ног во все уязвимые точки ниже пояса. Укрепление тела посредством специальных упражнений традиционных для китайского бокса — это очень важная часть занятий в рамках данном стиля, который нацелен на то, чтобы сделать из кулака или стопы настоящее оружие. В наше время под влиянием тайского бокса и современных направлений боевых искусств (ММА), многие каратисты набивают и укрепляют также и ноги, чего не делалось раньше.
В Японии, как и на Окинаве, где находится Хомбу-додзё (штаб-квартира) Уэчи-рю, этот стиль практикуют много иностранцев, в первую очередь американцев. Каней Уэчи — сын Канбуна Уэчи кодифицировал основные техники школы, официально создав стиль Уэчи-рю. Одним из самых известных продолжателей стиля Уэчи-рю является Кийохидэ Синдзё (9-й дан каратэ). Он обладает поистине удивительными способностями и с полным основанием получил прозвище «окинавский супермен».
Мир продолжает вращаться
Школы и стили различных боевых искусств очень долго варились в собственном соку: развиваясь в закрытых и малочисленных группах людей. Но 20-й век принес кардинальные перемены. Тайно практикуемые стили, ранее передавшиеся всего лишь одному избранному ученику, преобразовались в целостные системы по обучению и воспитанию молодежи.
Каратэ эволюционировало в дисциплину, которую изучают десятки миллионов последователей по всему миру. Это неизбежно привело к сокращению и упрощению очень большого пласта техники, развивающейся веками. Рост популярности соревнований привел к возникновении совершенно новых направлений.
К примеру, не совсем ясный и технически оформленный стиль Рюэй-рю стал одним из признанных направлений Окинава-тэ только потому, что его создатель Цугуо Сакумото три раза становился чемпионом мира по каратэ с ката Анан, «тайным сокровищем» этой школы. Техническое содержание этого ката, вобравшего в себя много техник из других стилей, тем не менее, практически неизвестно и неясно даже тем, кто так прекрасно отработал его для выступления на соревнованиях и благодаря этому стал «звездой».
Но несмотря на разнообразие стилей и различия между ними, сегодня каратэ помогает окинавцам укреплять свою национальную идентичность и воспитывать новые поколения, прививая им любовь к местным традициям. Как боевая система каратэ оказало колоссальное влияние на развитие интереса во всем мире и к этому небольшому острову, и Японии в целом. Но это же стало и причиной того, что истинный дух и форма традиционных боевых практик Окинавы подверглись значительной трансформации.
P. S. Первая часть — про Шури-тэ и Шотокан.
Вторая часть — про Наха-тэ и Годзю-рю.