Адаптированный перевод еще одной очень важной статьи из блога Джесси Энкампа. О том, как каратэ разделилось на японское и окинавское и в чем кроются основные различия.
Каратэ в Японии и на Окинаве: 10 отличий
Чем окинавское каратэ отличается от японского?
Раньше я даже не подозревал, что вообще можно говорить о таком разделении. Пока впервые не побывал на острове Окинава — в месте, где и возникло каратэ.
С тех пор прошло много лет, на Окинаве я бывал уже десятки раз и даже пожил там немного, чтобы подучить японский и позаниматься каратэ вместе с мастерами. Поэтому теперь я могу со всей уверенностью заявить: окинавское каратэ существенно отличается от своего японского собрата. Приведу 10 самых явных отличий.
1. Высокие стойки
На Окинаве каратэки предпочитают в основном высокие стойки. Так намного естественнее. В классических школах японского каратэ любят низкие стойки — они дают сильную, устойчивую позицию и смотрятся очень эффектно. А ещё низкие стойки приводят к проблемам с коленями, спиной, щиколотками (в основном, если их неправильно выполнять).
К примеру, стойка зенкуцу-дачи на Окинаве в два раза короче и уже, чем в Японии. Специально для тех, кто не любит сгибать колени. Возможно, это совсем не помогает развить силу ног, но смысл-то не в этом. Стойки в окинавском каратэ нужны не для красивых фотографий с очередных соревнований, а для того, чтобы не дать сбить себя с ног во время уличной драки да еще и с несколькими противниками. Цель очень практичная, поэтому стойки должны быть удобными и естественными.
2. «Зачем» вместо «как»
Во время тренировок на Окинаве местные сенсеи постоянно повторяют слово «ими». В переводе с японского это значит «смысл» или «значение». Все потому, что для окинавских сенсеев важен смысл (цель) техники, а не то каким именно образом она выполняется. В Японии, наоборот, очень часто важно именно качество выполнения того или иного движения. Практический смысл этого действия часто и вовсе не важен.
На то было три причины:
- Значение (содержание) многих техник было потеряно с течением времени при переносе каратэ с Окинавы в Японию. Движения упрощались, лишаясь всякого практического смысла, оставалась лишь красивая форма, которую японцы отрабатывали с присущим им перфекционизмом.
- В Японии каратэ с самого начала стало развиваться в канонах следования некоему «духовному пути» (отсюда название «каратэ-до» или «путь каратэ»), которые характерны для традиционных японских боевых искусств: дзюдо, кэндо, айкидо
и т. д. Главное — совершенствование духа, поэтому важно «как» это происходит. На Окинаве единственной целью каратэ всегда была самооборона («зачем»). - В Японии накоплен огромный пласт практических знаний в области боевых искусств (биомеханика, понятие о тайминге и боевой дистанции и многое другое). Каратэ в Японии подпало под влиянием других, возникших намного раньше, видов боевых искусств, где очень подробно разработаны модели и алгоритмы наиболее оптимальных вариантов действий и движений. К примеру, японские сенсеи очень скрупулёзно объясняют даже самые мелкие детали каждого движения (как нужно скручивать бедро, как подтягивать ногу, как переносить вес).
Окинавские мастера всегда пытаются объяснить, зачем делать конкретное движение, какая от него будет польза. На Окинаве не так важна форма (ката), как содержание (бункай).
3. Никаких «Осс»
В Японии слово «осс» ежеминутно доносится изо всех концов додзё. Привычка говорить его по любому поводу распространилась настолько широко, что сейчас так делают даже в бразильском джиу-джину и даже ММА. Но на Окинаве его практически не услышишь.
«Осс» — это сокращение фразы «охайо годзаимас» или «доброе утро». Есть версия, что это форма армейского приветствия (аналог русского «здравия желаю»), которое пришло в японское каратэ из военной среды — вместе с занятиями большим строем и армейской муштрой.
На Окинаве в ходе тренировки ученики обычно просто говорят сенсею «хай!» («да» или «понял»).
4. Не спорт, а стиль жизни
С тех пор далеких пор, как окинавские мастера впервые показали свое искусство жителям Токио, утекло уже очень много воды. Люди очень полюбили соревноваться. Чтобы каратэ стало популярным спортивным зрелищем и приобрело множество последователей, японцы стали его упрощать. Сложные движения классических окинавских ката убирались, а взамен вводились новые техники — с единственной целью: чтобы заработать на соревнованиях можно было набрать побольше очков. Началась погоня за зрелищностью и эффектностью движений.
Окинаву это практически не затронуло. Поверьте моему опыту, очень трудно найти окинавского сенсея, который согласится научить вас делать удар ногой в голову, с разворота, в прыжке.
Конечно, окинавцы тоже любят соревноваться, но на Окинаве каратэ — это не спорт, а стиль жизни.
Один из моих окинавские друзей, 7-й дан Сёрин-рю, как-то сказал:
«Каратэ — это часть нашей культурной идентичности».
Наследие каратэ на Окинаве повсюду. Это настолько естественная и неотъемлемая часть истории и культуры острова, что нет никакого смысла соревноваться в том, кто лучше его знает.
Восходящий бамбук не соревнуется с бамбуком, растущим по соседству.
5. «Чинкучи», а не «кимэ»
В Японии концепция «кимэ» есть практически в каждом направлении боевых искусств.
«Кимэ» — это мгновенная концентрация тела и духа, которая выражается в мощном ударе или разрушительном блоке, после которого следует фиксация позиции.
Окинавские сенсеи знают о «кимэ», но предпочитают «чинкучи» — взрывной удар, в который вкладывается вес всего тела. При этом в движениях нет остановки или фиксации позиции. Каратэка движется как волна — сметая все на своем пути, а атака никогда не заканчивается: один удар сразу переходит в другой, а потом в третий.
6. Оружие кобудо
В Японии каратэ — это искусство пустых (невооруженных) рук. На Окинаве в каждом додзё стены заставлены целым арсеналом различного оружия.
Часто вместе с техникой каратэ окинавские мастера изучают искусство владения традиционными видами оружия: шест, тризубцы — сай, рукоять жернова — тонфа, двухзвенные цепы — нунчаку, трехзвенные цепы — сансецукон, серпы — кама, весло и даже тяпка.
Окинавское каратэ — это искусство самообороны. Еще совсем недавно практически каждый житель острова носил с собой хоть какой-то предмет, который можно было бы использовать в качестве оружия. И чтобы уметь защититься от вооруженного противника, нужно было уметь работать с оружием. Поэтому мастера каратэ древности были также и мастерами кобудо.
Окинавские сенсеи любят говорить: «Каратэ и кобудо как брат и сестра — их никогда нельзя разделять».
К сожалению, сегодня во многих додзё даже на самой Окинаве тренировок с оружием становится все меньше и меньше.
7. Традиционные инструменты для ходзё-ундо
Если человек физически слаб, он не сможет защитить себя. Поэтому очень важная часть окинавского каратэ — расширение возможностей тела («ходзё-ундо»). Для этих целей окинавцы придумали кучу разных странных штук.
Многие из этих инструментов используются на Окинаве до сих пор. Например:
Макивара — деревянная доска, вкопанная в землю и обернутая сухой соломой. О том, насколько макивара важна для каратистов, говорит фраза: «Додзё без макивары не додзё».
Чи-ищи — камень на конце деревянной палки. Его вертят в руках и вращают вокруг корпуса, чтобы укрепить мышцы, связки и суставы всей верхней части тела.
Ищи-сащи — каменные гири в виде больших амбарных замков. Используются так же, как и современные гири, но позволяют беспрепятственно выполнять доворот кисти и предплечья, как при ударе.
Нигири-гамэ — большие керамические чаны, наполненные песком. За них берутся руками, обхватывая пальцами горлышко, и просто ходят в разных стойках или поднимают, подкручивая кисти.
Тоу — связка тонких стеблей бамбука, установленная вертикально. Так же как макивара, тоу используется для набивки и укрепления ударных поверхностей, особенно кончиков пальцев.
В Японии чаще всего можно встретить только макивару. На Окинаве все эти инструменты стоят в углу каждого додзё.
8. Техники «тюди»
Японское каратэ легко узнать по длинной дистанции, на которой работают соперники. В окинавском каратэ практически все техники приспособлены для боя на очень короткой дистанции, стоя практически вплотную друг другу. Такое расстояние между оппонентами дает прекрасную возможность использовать техники «тюди».
Тюди — это окинавский метод выполнения захватов, заломов и болевых на суставы противника.
Совершенно естественным образом арсенал этих техник включает в себя такие «грязные» приёмчики, как удушения, вывод из равновесия, броски, подножки, воздействие на болевые точки и нервные пучки на теле противника.
Подобным вещам редко учат в обычных школах каратэ в Японии, потому что на развитие японского каратэ сильно повлияли существующие традиции других видов боевых искусств, возникших намного раньше каратэ. Присущий традиционному окинавскому каратэ бой на короткой дистанции уступил место поединку на значительно большем отдалении между сражающимися. Концепция «маай» (боевая дистанция) была заимствована напрямую из японского фехтования (кэндо). Поэтому техники «тюди» оказались практически не востребованы японским каратэ. Но на Окинаве их до сих пор активно изучают и применяют.
Самое главное упражнение для отработки техники «тюди» — «какиэ» («толкающие руки»). Оно позволяет развить «чувство противника», ощутить, как движется его энергия.
Техника, содержащаяся в движениях классических окинавских ката, проявляет все свои преимущества, весь глубокий смысл и практическую значимость именно при работе на очень короткой дистанции.
9. Индивидуальный подход, а не массовые тренировки
Как вы, наверное, уже поняли, окинавское каратэ имеет ряд очень специфических особенностей. Окинавские сенсеи тратят много сил и времени, чтобы подробно объяснить эти тонкости каждому ученику. Поэтому учить окинавскому каратэ в группах по 40−50 человек практически невозможно: трудно уделить внимание каждому.
Японское каратэ, в свою очередь, рассчитано как раз на преподавание в больших группах.
С приходом в Японию окинавское каратэ стало активно распространяться по всей стране. Самое большое развитие оно получило в ряде крупных университетов в Токио, Осаке и Киото, где к середине двадцатого века уже стало одной из общих учебных дисциплин.
Соревнования по кумитэ между университетскими командами с каждым годом становились все популярнее. Это и обеспечило успех каратэ по всей Японии. Но чтобы быстрее готовить спортсменов к соревнованиям, классические и часто очень сложные техники окинавского каратэ было решено немного модернизировать. Движения должны были быть хорошо видны издалека и легко узнаваемы для студентов при обучении в больших группах.
На Окинаве всё наоборот. Типичное додзё на острове вмещает всего лишь 10−15 учеников. Важно, чтобы ученик понял смысл и тонкости каждой техники, поэтому упор делается на индивидуальный подход, а не на массовость. Искусство передается от сердца к сердцу. Но, к сожалению, по этой же причине многие окинавские мастера не могут зарабатывать себе на жизнь просто преподавая каратэ — слишком мало учеников.
10. Учинаа-гучи
Еще одно важное отличие — у окинавского каратэ свой собственный язык терминов.
И хотя 90% терминологии пришло из Японии, самые важные принципы до сих пор звучат по-окинавски. Термины «чинкучи» и «тюди», о которых уже шла речь, пришли в каратэ из древнего языка Окинавы.
Учинаа-гучи (буквально «окинавский рот») — так называется окинавский диалект японского языка. Они из одной языковой семьи, но японцы его не понимают. Поэтому эти термины никогда не используются японскими каратистами. Их можно услышать только на Окинаве.
Отдельно нужно сказать об атмосфере, царящей в окинавских додзё.
На Окинаве ты не боишься никого в додзё: ни сенсеев, ни старших учеников. Никто не старается вломить тебе посильнее или использовать тебя в качестве макивары. Вокруг сенсея нет никакой ауры святости и избранности. Окинавские мастера очень открыты и приятны в общении. Атмосфера на тренировках очень дружеская, и все работают вместе в едином духе каратэ.
Я привёл всего лишь несколько основных различий между окинаским и японским каратэ. Их намного больше. Но оставляю вам возможность самим открыть их, двигаясь по сложному, но увлекательному пути изучения каратэ. По пути длинною в целую жизнь.