Каратэ

Остров Окинава

Префектура Окинава, в которую входят южный и центральный острова Рюкю, входит в состав современной Японии. Остров Окинава, имя которого носит вся префектура, с древнейших времен является наиболее значимым из всех островов архипелага Рюкю как с политической, так и с экономической точки зрения. Его общая площадь составляет около 1256 кв. км, протяженность около 108 км, а ширина изменяется от 5 до 24 км. На морской субтропический климат оказывает влияние теплое течение Куросио у южных и восточных берегов Японии, которое с марта по сентябрь приносит с собой частые тайфуны. Северная Окинава покрыта лесами и слабо населена, в то время как на юге сконцентрирована большая часть населения. Южная Окинава недавно пережила экономический подъем; там расположено несколько мегаполисов, одни из них — город Наха, столица префектуры. Район города Большая Наха включает в свои границы ранее самостоятельные города Наха, Сюри и Томари, где впервые возникло каратэ.

Каратэ Годзю-рю

Торий в Шури-дзё — главные ворота в замке правителей Окинавы

История Окинавы

К началу XIV века остров Окинава, которым ра­нее правили многочисленные феодальные князья, был разделен на три крупных государства: Хокудзан (на севере), Тюдзан (в центре) и Нандзан (на юге). В 1429 году все они были объединены под властью одного правителя по имени Сё Хаси, который сделал столицей город Сюри. Один из последующих правителей Сё Син (правил с 1477 по 1526 год), ликвидировал фео­дальную раздробленность, основал государство, ба­зировавшееся на принципах конфуцианства, и соб­рал всех феодальных князей (андзи) в Сюри. Он наложил запрет на ношение мечей и на владение большим количеством оружия.

Его государство, известное как Королевство Рюкю, росло и процветало благодаря торговле с Китаем (в основном через город Фучжоу в провинции Фуцзянь), Юго-Восточной Азией, Кореей и Японией. Так продолжалось до 1609 года, когда на Окинаву вторглись войска клана Сацумы с острова Южный Кюсю. И хотя Рюкю сохранило относительную независимость в торговых отношениях и поддерживало тесные связи с Китаем, экономически оно находилось в полной зависимости от клана Сацумы и постепенно обни­щало. Правители Сацумы ужесточили действие «Ука­зов об оружии», первоначально введенных Сё Сином, а в 1699 году запретили ввоз любого холод­ного оружия на остров.

В 1724 году в связи с тем, что в Сюри сконцентрировалось большое количество пред­ставителей высших слоев общества Рюкю — воинс­кого дворянского сословия (сидзоку), им было разре­шено заниматься торговлей, ремеслами или стать фермерами на отдаленных островах и на целинных землях вдали от городов. В новые места поселения жители Рюкю приносили и свою культуру. Однако крестьяне, загруженные работой от рассвета до за­ката, оставались, как и раньше, в состоянии близ­ком к рабскому, до тех пор пока острова Рюкю не были аннексированы после реставрации Мэйдзи правительством Японии в 1879 году, а король Рюкю Сё Тай не был сослан в Токио.

Новое правительство Мэйдзи сделало остров Окинаву частью префектуры Окинава и положило начало искоренению окинавских традиций и обычаев, считавшихся чуждыми исконно японским. Остров стал насильственно японизироваться. Эта тенденция сохранялась в те­чение всего правления императора Тайсё и в нача­ле эры Сева, когда Япония все более милитаризи­ровалась, и закончилась только с поражением Японии во Второй мировой войне.

Зарождение каратэ на Окинаве

Первые сведения о появлении каратэ, или Тодэ, как оно называлось изначально, появляются конце XVIII — начале XIX столетия. Именно тогда китаец по имени Кусанку (также Ку Шанку или Косо Кун) продемонстрировал восхищенным зрителям на Окинаве свое мастерство в китайском боксе и тех­нике захватов. Тодэ (также То-Тэ, или тути, бук­вально — китайская рука) — разновидность китайского кулачного боя, в самом Китае назывался Ти (позже этот термин подвергся японизации и стал звучать как Тэ, то есть «рука»). Некоторые его направления до сих пор существую в южных китайских провинциях и оказывают влияние на формирование техники и боевых форм некоторых современных стилей каратэ.

Тодэ (впоследствии кара­тэ) на Окинаве появилось благодаря окинавцам, ко­торые изучали китайский бокс в Китае, и китай­цам, таким, как Кусанку, которые преподавали его на Окинаве. Тодэ получило название «каратэ» в первой половине XX столетия, и, хотя от первого знакомства с ним до широкого распространения прошло несколько десятилетий, большинство стилей кара­тэ, которым сейчас обучают, базируется, вопреки общепринятому мнению, на технике китайского бокса (большей частью из района Фучжоу), прине­сенного на Окинаву в период с 1850 по 1950 год.

Наибольшее распространение китайский бокс полу­чил к концу XIX века. Необходимо отметить, что до 1879 года круг людей, изучавших боевые искусства, был ограни­чен исключительно семействами высших классов общества, и даже позже этого срока очень незна­чительное число простых людей имели возможность практиковать боевые искусства. Теория, что безоружные окинавские крестьяне создавали боевые системы самозащиты с целью свержения правителей клана Сацумы, не находят подтверждения в исторических памятниках того времени. Напротив, существует множе­ство доказательств того, что после 1609 года бое­вое искусство Ти практиковалось в качестве сред­ства самообороны среди знати. За ним последова­ло Тодэ, появившееся в конце XIX — начале XX ве­ка, распространившееся среди слоев сидзоку и их потомков.

Каратэ Годзю-рю

Главная цель каратэ — самозащита

Вина за распространение подобных романтичес­ких мифов ложится на самих окинавцев, в предво­енные годы всеобщей милитаризации Японии предвидевших ту роль, которую каратэ смогло бы сыграть в военной подготовке, и, на правах соб­ственника, постаравшихся скрыть его китайские корни. Все вышеизложенное вкупе с путаницей, вызванной ассоциацией китайского боксерского восстания в 1900 году с китайским боксом, кото­рым его участники якобы владели в совершенстве, а также неопределенностью, связанной с датами во­обще, послужило благодатной почвой для создания мифов. Большинство преподавателей каратэ даже не слышали о том, что искусство Ти еще суще­ствует, считая, что оно чудесным образом раствори­лось в каратэ в далеком прошлом.

Как бы то ни было, Ти исторически являлось во­инским искусством королей и принцев Рюкю и андзи из города Сюри, а каратэ, как упоминалось выше, было создано сословием сидзоку и их по­томками в городах Наха, Томари и Сюри, жители которых стали называть его соответственно Наха-тэ, Томари-тэ и Сюри-тэ. Следовательно, в горо­дах Наха, Томари и Сюри обучали не искусству Ти, а каратэ. Хотя слово «каратэ» теперь означает пустые (то есть невооруженные) руки, многие из современных стилей включают обучение владени­ем оружия (кобудо) как часть своей учебной про­граммы.

В связи с тем, что большинство видов современ­ного каратэ нельзя отнести ни к Наха-тэ, ни к То­мари-тэ или Сюри-тэ, было решено не использо­вать эти устаревшие термины, а вместо них пред­ставлять каратэ, которое никогда не было унифици­ровано, в соответствии с его многочисленными стилями (рю). Многие стили получили свое наз­вание после Второй мировой войны, когда нахо­дившиеся в состоянии оккупации жители Окинавы осознали коммерческую ценность каратэ и открыли множество плохо оборудованных спортивных залов. Во время Вьетнамской войны Окинава стала важ­ной военной базой США, и каратэ получило расп­ространение среди военных; некоторые из них познакомили Соединенные Штаты и другие страны с различными стилями этого боевого искусства. Позже окинавское каратэ получило мировую популярность, так как сами окинавцы стали преподавать его в других странах.

Из книги Марка Бишопа «Окинавское каратэ»