Что не так с современным каратэ и как это исправить

Джесси Энкамп — один из самых интересных авторов, пишущих сегодня про каратэ. Ему 27, и с самого детства он занимается каратэ. Входил в национальную команду Швеции по каратэ, много раз бывал на Окинаве, длительное время жил там, занимался в додзё многих известных мастеров и даже учился в местном университете. Словом, этот парень знает о чем говорит. Ниже адаптированый перевод одной из его последних статей.

Что не так с современным каратэ и как это исправить

Июль 1920 года. Первая мировая война закончилась. Японский экономический пузырь вот-вот лопнет.

Чтобы как-то отвлечь людей от неизбежного послевоенного спада в экономике, японское правительство решает сделать ставку на работу с общественным мнением. Ведь, как известно, яркое зрелище — лучшее лекарство против суровой действительности.

Однажды в кинотеатрах Страны восходящего солнца демонстрируется специальная программа… Трансляция боксерского поединка между Джеком Демпси и Джорджем Карпентером.

Современное каратэ

Европейский бокс поразил японцев. Они никогда не видели ничего подобного

Традиционно люди в Японии использовали для битв оружие: длинные и короткие мечи, лук и стрелы, копья или ножи. Когда у них не было под рукой оружия, они дрались, используя элементы борьбы: броски, подножки, удушения, болевые заломы и т. п.

Драться так, как боксеры с Запада, казалось им просто безумием! Японские боевые искусства не имели с этим ничего общего.

Правящие круги Страны восходящего солнца обратили внимание на то, с каким любопытством простой люд смотрит на бокс, и решили использовать подвернувшуюся возможность, чтобы укрепить японский национальный дух (ямато дамащи) в своих гражданах. В страну пригласили самых известных боксеров того времени. Публичные демонстрации с их участием проходили в разных районах Токио. Боксерские клубы открывались повсеместно, проводились соревнования, их транслировали на всю Японию.

Воинственный настрой японцев стал расти как на дрожжах!

Но существовала проблема: японцы не хотели вновь заимствования что-то у иностранцев. К этому времени японская система школьного образования, модель организации вооруженных сил, гражданская инфраструктура были полностью заимствованы у западных стран: Германии, Великобритании и Франции.

Но драться-то японцев могли научить и сами японцы!

И вдруг в одном из токийских журналов выходит статья, в которой утверждается, что потомкам гордых самураев не стоит заглядываться на экспертов кулачного боя с Запада, тем более что что на их родине есть те, кто обладает не менее впечатляющими навыками. И живут эти люди на крохотном тропическом острове Окинава.

В том же 1921-м году наследный принц Хирохито, направляясь с официальным турне по странам Европы, ненадолго посетил Окинаву. В его честь на острове была устроена демонстрация техники местных мастеров. Культурная программа включала в себя танцы, песни, музыку… …и что-то под названием «Тодэ».

Так окинавцы называли местную систему рукопашного боя. Буквально это означало «китайская рука» — наследие тесных связей острова с Китаем. Демонстрация техники Тодэ перед принцем Хирохито включала в себя большое разнообразие ударов руками и ногами, блоки, а также поединки без противника — напоминающие бой с тенью.

Одним из тех, кто демонстрировал свои умения перед Хирохито, был человек, прекрасно подходящий для того, чтобы распространять Тодэ в Японии. Он работал учителем в школе, был образован, хорошо говорил по-японски и изучал эту боевую систему с малых лет.

Современное каратэ

Гичин Фунакоши (1868−1957) или Шото, как он сам любил себя называть

Уже в мае 1922 года его пригласили на 1-ю национальную спортивную выставку, проходившую в токийском районе Очаномидзу, чтобы он представил Тодэ японской общественности. Это стало настоящей сенсацией! Японцы мигом влюбились в то, что пропагандировал Фунакощи, уверяя его, что его знания и умения очень нужны стране в столь тяжелое время. Теперь он мог закончить дело своего учителя Итосу Анко, который потратил большую часть своей жизни на то, чтобы популяризировать Тодэ на Окинаве через систему школьного образования. Фунакощи получил возможность сделать из Тодэ официально признанное японское боевое искусство и тем самым почтить память и наследие своего мастера.

Свою помощь провинциалу Фунакоши предложил человек, обладающей всенародной славой и уважением властей, — основатель дзюдо Дзигоро Кано. Он прошел через схожий процесс «самомодернизации» (спортивное дзюдо корнями уходит в древнее боевое искусство самураев дзю-дзюцу) и знал, что Фунакощи будет необходимо его наставничество.

В Японии главенствует культура соответствия установленным правилам. Поэтому Тодэ необходимо было подвергнуть множеству радикальных изменений, чтобы оно могло стать официально признанным японским боевым искусством и встать в один ряд с другими воинскими системами того времени: дзюдо, айкидо, кендо, иайдо и т. д. В первую очередь необходимо было поменять само название. Японцы нервно относятся ко всему, что связанно с Китаем. Заниматься боевым искусством, которое называется «китайская рука» было абсолютно невозможно с политической точки зрения.

В 1933 году возникло официальное «Каратэ-до» — «Путь пустой руки». Но это было лишь вершиной айсберга. Все составляющие каратэ-до элементы систематизировались, кодифицировались и формализовались. В каратэ появились привычные японцам ритуалы и терминология, а вместе с ними система поясов, степени «кю» и «дан», специальная одежда для занятий, новые техники, упрощенные движения. Акцент в практике был смещен от самозащиты (первой и главной цели изучения Тодэ) к совершенствованию характера занимающегося в соответсвии с моральным кодексом война (Бусидо). Возникли правила соревнований, новые названия ката и многое другое.

В тот момент и зародилось современное каратэ.

Но это не было прихотью одно лишь Фунакоши. В то время любой, кто обучал окинавскому Тодэ, включая таких великих мастеров, как Мияги Чодзюн, Мабуни Кенва, Мотобу Чоки, Канен Тояма, Тайра шинкен, Уэчи Канбун, приезжая в Японию, должен был подчиняться новым правилам.

Как говорит японская пословица «дэру куги ва утарэру» («торчащий гвоздь забивают»).

Затем возник вопрос: если твое каратэ внешне отличается от моего каратэ, то как же все это может одинаково называться? Поэтому каждый сенсей оказался вынужден зарегистрировать название своего «стиля» в Дай Ниппон Бутокукай (Обществе великой японской воинской добродетели). Появился новый вид лицензии на преподавание каратэ — «рэнши». Во многом его создали потому, что присвоение мастерам каратэ других ранее существующих титулов, таких как Шихан, Кюойши или Ханши, было невозможно — подобные звания считались слишком благородными для провинциалов с крохотного острова.

Но вернемся к тому моменту, когда каратэ казалось японским аналогом западного бокса. Была еще одна проблем: Тодэ представляло из себя сложную целостную систему, включающую удары руками и ногами, блоки, захваты, броски, болевые на суставы, технику работы в лежачем положении, способы освобождения от захватов, работу по болевым точкам, использование оружия и много другое.

Но японцам всё это было не нужно. У них были свои боевые искусства (в совокупности известные как «Будо»). Так что они просто опустошили весь технический арсенал каратэ, безжалостно его упростив, чтобы проще было преподавать его большим группам занимающихся, особенно в школах и университетах.

Именно тогда возник тренировочная схема трех «К»: ката, кихон, кумитэ. Все самое «вкусное мясо» (богаты технический арсенал каратэ) просто отодрали от костей (базы). Ограниченный арсенал современного каратэ больше не позволяет его среднестатистическому адепту использовать свои навыки, чтобы достичь главную цель Тодэ — способность защитить себя. Поэтому многие занимающиеся каратэ не способны адекватно действовать в реальных жизненных ситуациях.

Современное каратэ

Традиционная тренировка по каратэ

Близкий друг Фунакоши — Кенва Мабуни (1889−1952) — позже признавал: «Каратэ, представленное в Токио, — это всего лишь часть от целого. То, что многие видят в нем лишь смесь из ударов руками и ногами, а броски и болевые захваты относятся к дзюдо и дзю-дзюцу, можно объяснить только непониманием… Те, кто думают о будущем каратэ, должны иметь открытые сердце и ум и стремиться изучить искусство во всей его завершенности».

Получается, что все современные каратисты вынуждены тратить силы и время на изучение искусственно ограниченной, неполной боевой систему? К счастью, нет. Оригинальные техники каратэ не потеряны. Они все ещё здесь — спрятаны на самом видном месте. Вкраплены в не подверженную увяданию форму, известную как КАТА. А ключ, который необходим, чтобы добраться до них, называется Б-У-Н-К-А-Й.

Современное каратэ

Вся убийственная эффективность каратэ скрыта в бункае

Ката все ещё содержат в себе основы того, настоящего каратэ. Именно поэтому известное изречение «хито ката, саннэн» («одно ката, три года») имеет такой большой вес среди тех адептов каратэ, кто стремится извлечь глубокие знания, зашифрованные в ката. Каратэ было целостным искусством. И каждый из нас сам может вновь собрать его воедино.

Поймите ката, чтобы понять каратэ

Связь с прошлым — мост в будущее.


Автор выражает благодарность Патрику МакКарти, известному исследователю и автору, пишущему о каратэ, за исторический экскурс, использованный в статье.